суббота, 30 марта 2019 г.

"...всему свой черёд и пора": Николай Туроверов. К 120-летию со дня рождения

Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскаленной крымской глине.
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине
И в этот день в Чуфут-кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай Россия!

30 марта исполняется 120 лет со дня рождения Николая Николаевича Туроверова - казачьего поэта «первой волны» эмиграции, участника Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войн.

20-летним белым офицером он покинул Россию, чтобы вернуться домой через три четверти века — своими стихами.

Уходили мы из Крыма 
Среди дыма и огня. 
Я с кормы, всё время мимо, 
В своего стрелял коня. 
А он плыл, изнемогая, 
За высокою кормой, 
Всё не веря, всё не зная, 
Что прощается со мной. 
Сколько раз одной могилы 
Ожидали мы в бою… 
Конь всё плыл, теряя силы, 
Веря в преданность мою. 
Мой денщик стрелял не мимо. 
Покраснела чуть вода… 
Уходящий берег Крыма 
Я запомнил навсегда.




Писать стихи Туроверов начал в годы учебы в реальном училище, печататься (помимо стихов публиковал статьи, очерки) - в начале 1920-х в эмигрантских изданиях, преимущественно казачьих («Казачьи думы», «Казачий сполох», «Казачий журнал», «Родимый край», «Возрождение», «Современные записки», «Россия» и др.). Первый сборник стихов Туроверов «Путь» вышел в Париже в 1928 и был весьма доброжелательно встречен эмигрантской критикой.


Г.Струве в рецензии на книгу отмечал: «Важно, что у молодого поэта есть что сказать своего и что он находит часто свои образы, свои рифмы и свои темы. В “казачьих” стихах Туроверова приятно чувствуется укорененность в родной почве… Эти строки написаны настоящим поэтом». Г.Адамович писал: «Это не плохие стихи. Мы даже решительно предпочтем их многим стихам гораздо более литературным… Он действительно что-то “выражает”, а не придумывает слов для выражения мыслей и чувств» .
«Казачья» поэзия Туроверова, лирика по складу своего дарования, глубоко связана с тихим Доном, «краем курганов и ветров», его историей и природой. Он бережно хранил на чужбине верность прошло-му отчего края, воспоминания о котором врачевали душу поэта.



В 1937 в Безансоне вышел второй сборник Туроверова и там же вскоре еще 2 (в 1939 и 1942) - все под названием «Стихи». Эти 3 книги, как и первая, были доброжелательно встречены эмигрантской критикой. 



В начале Второй мировой войны Туроверов вступил добровольцем во Французский Иностранный легион, в рядах которого сражался в Африке (эта страница биографии поэта нашла отражение в цикле «Легион», 1940–45).




Ты получишь обломок браслета.
Не грусти о жестокой судьбе,
Ты получишь подарок поэта,
Мой последний подарок тебе.
Дней на десять я стану всем ближе.
Моего не припомня лица,
Кто то скажет в далеком Париже,
Что не ждал он такого конца.
Ты ж в вещах моих скомканных роясь,
Сохрани, как несбывшийся сон,
Мой кавказский серебряный пояс
И в боях потемневший погон.

В 1965 в Париже вышел пятый, последний сборник Туроверова «Стихи», куда были включены многих произведения из других поэтических книг.

                                      
"Не с сложенными на груди, а с распростертыми руками, готовыми обнять весь мир, похороните вы меня. И не в гробу, не в тесной домовине, не в яме, вырытой среди чужих могил, а где-нибудь в степи поближе к Дону, к моей станице, к старому Черкасску, на уцелевшей целине, меня в походной форме положите родного Атаманского полка. Кушак на мне потуже затяните, чтоб грудь поднялась, будто бы для вздоха о том, что все на свете хорошо... И сыпьте землю, не жалея: земля к земле и к праху прах! Мне положите в головах все то, что я писал когда-то, — чем жил во сне и грезил на яву... И крест из камня дикого поставьте, курганчик  новый крепко утоптав, чтоб Дон, разлившись полою водою, его не смыл, а только напоил.
   И по весне на нем веселым цветом начнет цвести лазоревый цветок, приляжет отдохнуть, уставший от скитаний, бездомный чебрецовый ветерок".                  
                                                                                                                    1947

   Сегодня на родине «донского Есенина», в Старочеркасске, установлена мемориальная доска с его бронзовым портретом и изданы книги, пусть и небольшими тиражами.

Туроверов, Николай Николаевич. Горечь задонской полыни... Поэзия, проза и публицистика / Н.Н.Туроверов. - Ростов-на-Дону : ООО «Ростиздат», 2006. - 416 с.: ил.




Туроверов, Николай Николаевич. Храня бессмертники сухие .... Избранное / Н.Н.Туроверов. - Ростов-на-Дону : Гефест, 1999. - 160 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий