четверг, 3 января 2019 г.

Казак

(Штрихи к портрету друга)
Казак ты или не казак,
Ответ — от лет почти былинных:
У деда — шашка, грудь — в крестах
На фотографиях старинных.
Казак ты или не казак,
Мог бы сказать Отчизны враг
Или товарищ по сраженьям,
Но, так случилось: в тех местах
Вы были все в госпиталях
По разной тяжести раненьям.
Казак ты или не казак
Расскажут юных поколенья
По знакам доблести: в местах
Каких ты был в войне последней:
Где — обороны край передний,
Где — рубка яростных атак.
Казак ты или не казак,
Сам тихий Дон о том расскажет:
Не знал ты, что такое страх,
Порой нашествий силы вражьей.
А если тихий Дон смолчит,
Насколько ты по службе чист,
Родная степь договорит:
Послушай, как она звучит
Несчетным топотом копыт,
Булата лязгом, визгом стрел,
И хрустом падающих тел...
Мильон убит, мильон забыт,
Но все же что-то остается
Во глубине того «колодца»,
Где вышней волею Вселенной
В Степи возник живой родник
На все века запасов генных...
В ней жили сотни орд, племен,
Где каждый с каждым породнен.
За столько долгих сотен лет
Ни счета, ни учета нет,
Кто где сражался, с кем роднился
Чертой какою проявился,
Где скиф, сармат, алан, хазар
Не избежал степнячек чар.
Днепр, Терек, Волга, Дон, Яйк,
В сердца втекали не из книг.
Где ант, татарин, где черкес,
Не разобраться: «темный лес»,
Так в том «лесу» мы и живем
Так и ведем в нем общий дом,
Что все Отечеством зовем.
Давно не дело — разбираться
В смешении цивилизаций,
В переплетенье русел рек,
Здесь вывод ясен: Человек,
Многообразный, многоликий,
Не исчезал в Степи Великой,
От рек ее не уходил,
А вопреки всем войнам — жил!
Казак ты или не казак?
В твоей крови и мир, и войны
Смешались так, что друг и враг
Соседства мирного достойны:
Храня почтение, не страх,
Здесь каждый каждому— кунак...
Казак ты или — не казак? Казак!
Проверено давно:
Тебе от века суждено
Границы Родины стеречь,
Ее обычаи и речь,
Казачьей чести не топтать
И на невзгоды не роптать:
На месте — Платов и Ермак,
Так было, есть и будет так.
А что — с лампасами и чубом?
Здесь — власть традиций, не причуды,
И власть по праву — на века
С особой статью казака:
Пройдя эпохи испытанья,
Казак — особое изданъе
Мужчины с преданностью воле.
Особой доли в чистом поле.
Не зря отрада казака
Во все столетья — Дон-река,
Полей раздольная земля,
Луга над речкой тихоструйной,
Звенящие под ветром струны
Серебряного ковыля,
Мир у родного куреня,
Рыбалка на исходе дня,
Костра вечернего огонь,
И рядом, в травах— верный конь...
                            Борис Голотин

Гавриляченко Сергей Александрович. Джигитовка

Казаки  - представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на окраинах Русского государства и Речи Посполитой.  Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения независимого вооружённого населения на различных незаселённых территориях, т. н. украинах. 
Донские казаки или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.
Донское казачье войско — первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времён Донское войско делится: казаки "верховые" и "низовые". Войсковой праздник 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы.


Донское войско размещается на территории, называвшейся Областью Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкой областей Украины. Историческое название связано с рекой Дон.
                                     Гавриляченко Сергей Александрович. Станичники



Казачка

В пределах Дона все непросто,
Все — не такое, как везде:
Трава, хлеба степного роста,
Блеск чернозема в борозде,
Ковыльный ветер белохвостый,
Любовь, какой уж нет нигде,
И вольной воли стать и поступь
Не под седлом и не в узде...
Разгадка есть любому чуду:
На перекрестье всех свобод
Возник особенный народ,
О нем все пишут, я — не буду:
С народом ясно все... Но вот
В одном загвоздка и осечка,
И мнится мне: она — навечно...
Загадка с именем «казачка»
Покоя многим не даёт,
Тот непокой — как зыби качка,
Без продвижения вперед.
На Дон стремились за свободой,
В том спору нет, не «вахлаки»,
В огне сражений и в походах
Ковалось слово «казаки».
В походе женщины — помеха,
Но и без женщин жизни нет:
Одни — с мужьями «в один след»,
Другие жены — знак успеха,
Трофей первейший в дни побед,
Таким названье «полонянки»:
На Дон татарки и турчанки,
Черкешенки и «персиянки»
Свою красу несли в землянки,
А что попозже — в курени
(О них, Дон тихий, помяни)...
Смешение красы и нравов
И разноречие супруг
Явили миру (боже правый!)
Их душ и тел такие сплавы,
Что перехватывало дух,
Сдавался в плен казачий круг.
Куда девались полонянки?
Кто в куренях теперь в плену?
Известен всем, с лица, с изнанки
Уклад семейный на Дону.
Казачек нравность — не случайность,
Творенье многих лет и сил,
Из них особая — не тайна —
Свободный выбор тех, кто мил.
А если муж — души избранник,
Хранится верность без труда:
Остался б жив, а что изранен,
Еще не главная беда.
А если жив и здрав вернется,
Казачки звонче кто смеется?
Кому так радостно поется?
Чья песня выше, дальше рвется?..
Но нет на свете вздохов тише
И потаённее нет слёз
(Не разбудить бы ребятишек),
Когда в душе тоски мороз.
Курень, подворье, плуг, коса,
Труды, какие есть на свете, —
Все на плечах ее, чтоб дети
Нужды не знали... А краса —
Помеха в пору лихолетья,
Когда грозит бедою враг,
Когда в походах, словно в нетях,
Слуга Отечества, казак,
От века славились казачки
Одежд и дома чистотой,
А чтобы совести не пачкать,
Блуд не пускали на постой,
Блюдя наказ исповедальни:
Хранить мужей любовью дальней.
Все ждали, ждали, ждали
Благих вестей из дальних далей,
А если — воронова весть,
В печали стан считай что весь.
И, устояв при страшной вести
И слезы скорби утерев,
«Сбирала» дочери-невесте
Приданое по долгу чести:
Дон тихий — не для «старых дев»,
Чтобы могло продлиться племя
Донских бесстрашных казаков,
Чтоб внук за деда — ногу в стремя
И — на коне, в поход готов
С благословенья стариков...
Давно уже — иное время,
И не исчислить примененья
Талантов женщины донской,
Но, как и прежде, верно мненье:
Нет в мире женщины — такой.
Плечу любимого опора —
Казачки верное плечо,
С такой — «не отсыреет порох»,
С такой — не одолеет ворог,
С такой и в стужу — горячо...
Казак порою — не казак,
Казачка всякий миг — казачка,
Ее особый блеск блеск в глазах —
Как долгожданная гроза,
Как божий дар, а не подачка.
Свободолюбие казачье
И к воле вольной интерес,
Что был мужчинам предназначен
И не у всех из них исчез,
В казачках ныне остается,
Как звезды дня на дне колодца...
Казачку в жены дал мне бог,
К седлу терпенье приторочил,
Хлестнул коня — и даль дорог
За нами следом дни и ночи,
И ничего, что у меня
Нет ни плетня, не куреня,
Седла, тем более — коня
(Все на Дону теперь иначе),
Но как нет дыма без огня,
Как без восхода солнца — дня,
Нет Дона без красы казачек!
                  Борис Голотин      
Аксай-на-Дону, декабрь 2000.

                                          Гавриляченко Сергей Александрович. Соперницы

Комментариев нет:

Отправить комментарий